Постановление Исполкома ФНПР № 8-16 от 17 декабря 2003 года «Об утверждении Положения о профсоюзном образовании ФНПР»
   
 
 
 
Об Академии
Об Институте
Образовательная деятельность
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Научно-исследовательская деятельность
Публикации института
Методический совет ФНПР
Полезные ссылки


Постановление Исполкома ФНПР № 8-16 от 17 декабря 2003 года
«Об утверждении Положения о профсоюзном образовании ФНПР»


Эффективность работы профсоюзов и их структур в значительной степени зависит от профессионального уровня профсоюзных кадров и актива, качества их подготовки.
ФНПР, ее членские организации постоянно совершенствует работу, направленную на дальнейшее развитие системы профсоюзного образования – кадров и актива. Принята Концепция профсоюзного образования, разработана примерная (типовая) профессиограмма председателя профкома, утверждены требования к содержанию программ повышения квалификации, структура системы профсоюзного образования ФНПР, комплекс мер по реализации Концепции кадровой политики ФНПР.
Продолжают развиваться образовательные учреждения профсоюзов, расширилась сеть филиалов АТиСО и СПбГУП, создаются новые учебно-методические центры профсоюзов, открываются их отделения в муниципальных образованиях, внедряются новые нетрадиционные формы подготовки кадров и актива.

Активизировалась работа Методического совета ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследованию проблем профсоюзного движения, усилилась координация работы по изданию методических рекомендаций для системы. Проблемы развития системы профсоюзного образования неоднократно рассматривались на заседаниях коллегиальных органов ФНПР и ее Методического совета. Принято решение о проведении в 2003–2004 учебном году конкурса среди членских организаций ФНПР и учебно-методических центров профсоюзов «Активное обучение – эффективный профсоюз».
Анализ выполнения постановления Исполкома ФНПР № 3–4 от 22 мая 2002 г. показал, что многие членские организации обсудили на заседаниях коллегиальных органов вопросы подготовки и повышения квалификации профкадров и актива, выработали меры по их реализации.
Началось системное обучение руководителей территориальных организаций профсоюзов, созданы мобильные лекторские группы из числа ученых и преподавателей АТиСО и СПбГУП, шире стало практиковаться поощрение организаторов и преподавателей системы профсоюзного образования, в формы статистической отчетности введены показатели, характеризующие работу профсоюзных структур по обучению, повышению квалификации и переподготовке профсоюзных кадров и актива. Второй год проводится Неделя профсоюзного образования.
С целью выполнения постановления Исполкома ФНПР № 3–4 от 22 мая 2002 г., дальнейшего совершенствования структуры управления, определения единых подходов к содержанию программ соответственного уровня, методическому, нормативно-правовому и финансовому обеспечению профсоюзного образования Методический совет ФНПР с участием руководителей образовательных учреждений профсоюзов в развитие Концепции профсоюзного образования ФНПР, принятой в 1996 г., разработали Положение о профсоюзном образования ФНПР.

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1.Утвердить Положение о профсоюзном образовании ФНПР (прилагается).
2.Членским организациям ФНПР и образовательным учреждениям профсоюзов:
обеспечить внедрение и реализацию настоящего Положения, развитие многоуровневой системы профсоюзного образования;
совершенствовать систему учета профсоюзных кадров и актива, прошедших обучение, добиваться полноты и объективности оценки проводимой работы;
шире использовать возможность участия в общероссийском конкурсе «Активное обучение – эффективный профсоюз»;
завершить в 2004 г. работу по формированию методических советов членских организаций ФНПР.
3. Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов принять меры по организации в учебных заведениях профсоюзов и их филиалах программ по дополнительной профессиональной переподготовке профсоюзных кадров и разработать в 2004 г. рекомендации по внедрению дистанционных форм обучения в образовательных учреждениях профсоюзов.


Председатель ФНПР М. В. Шмаков

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Исполкома ФНПР

от 17 декабря 2003 г. № 8 – 16




ПОЛОЖЕНИЕ

о профсоюзном образовании ФНПР



В современном обществе образование является составной частью повышения эффективности профсоюзного движения, способствует эффективному социальному партнерству, ориентирует профсоюзные организации на дальнейшее развитие, усиливает профессиональный, научный и инновационный потенциал профсоюзных органов и организаций. Базовые принципы подготовки профактива и получения дополнительного профессионального образования основываются на опережающем характере содержания обучения по отношению к требованиям времени, ориентации на развитие работника как личности, демократизации образования. Важнейшим условием эффективной защиты социально-трудовых прав и интересов работников, является компетентность и профессионализм профсоюзных кадров, а также качественно новый уровень подготовки профактива и обеспечивается на основе их непрерывного обучения. Профсоюзное обучение – это процесс формирования и развития знаний, навыков и умений профсоюзных работников и активистов, опыта творческой деятельности и социальных отношений, а также просвещение членов профсоюзов и работников.

Настоящее положение определяет организационно-управленческие, нормативно-правовые и образовательно-технологические основы развития профсоюзного образования.



I. Цели и задачи профсоюзного образования

1.1. Целями и задачами профсоюзного образования являются:

- качественно новый уровень подготовки профсоюзных кадров и актива, формирование у них навыков и умений для успешного решения задач, стоящих перед профсоюзами;

- повышение уровня знаний и деловой квалификации профсоюзных работников в условиях рыночных отношений;

- содействие эффективному обеспечению представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза и развитию профсоюзного движения в целом;

- информирование профсоюзных активистов, членов профсоюзов о деятельности профсоюзов, правах и гарантиях их деятельности, формирование мотивации сознательного членства и активного участия в профсоюзном движении.

1.2. Основными задачами профсоюзного образования по реализации указанных целей являются:

- разработка и совершенствование его нормативно-правовой базы;

- установление единых принципов к определению уровней профсоюзного образования и необходимого минимума к содержанию учебных программ;

- использование современных образовательных и информационных технологий, активных методов обучения;

- расширение сети образовательных учреждений профсоюзов, модернизация их учебно-материальной базы;

- формирование у профсоюзных кадров и актива мотивации постоянного обновления и расширения необходимых знаний, навыков и умений; создание условий для непрерывного образования;

- обеспечение учета государственных требований к организации и содержанию дополнительного профессионального образования;

- изучение и распространение отечественного и зарубежного передового опыта обучения;

- обеспечение доступности, качества, и эффективности профсоюзного образования на основе систематического проведения оценки обучения, выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профсоюзного образования.


II. Управление системой профсоюзного образования

2.1. Профсоюзное образование представляет собой систему, элементами которой являются:

- сеть образовательных учреждений профсоюзов;

- нормативно-правовая и методическая база;

- организованные формы и методы обучения;

- уровни образования;

- финансовое обеспечение.

2.2. Управление профсоюзным образованием осуществляют выборные органы ФНПР и членских организаций. Управление профсоюзным образованием включает:

На уровне ФНПР:

- разработку стратегии и определение тактики приоритетов развития системы профсоюзного образования;

- совершенствование управления системой профсоюзного образования, разработку и внедрение единых требований к организации и содержанию образования, соответствующего задачам профсоюзного движения, осуществление анализа качества и эффективности обучения;

- участие в оценке деятельности учебных заведений профсоюзов, определении их статуса, согласовании кандидатур на должность руководителя УМЦ;

- разработку единых подходов и нормативов финансирования профсоюзного образования;

- содействие внедрению новых образовательных и информационных технологий в обучение;

- обобщение и распространение практики работы членских организаций ФНПР и учебных заведений профсоюзов, распространение зарубежного опыта, организует разработку методических материалов и рекомендаций по совершенствованию системы профсоюзного образования;

- организацию обучения руководителей членских организаций ФНПР и их резерва, работников Аппарата ФНПР и общероссийских профсоюзов, директоров УМЦ профсоюзов, преподавателей-тренеров, председателей молодежных советов членских организаций ФНПР и других категорий профкадров;

- участие в разработке предложений по развитию дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.

На уровне общероссийских и межрегиональных профсоюзов:

- определение программ обучения профсоюзных кадров и актива в соответствии с задачами, стоящими перед профсоюзом и профсоюзным движением в целом;

- планирование и организацию обучения на всех уровнях профсоюзной структуры, создание условий профсоюзным кадрам и активу для непрерывного образования, учет и контроль за обучением;

- нормативно-методическое и финансовое обеспечение профсоюзного образования, привлечение средств работодателей и органов власти в соответствии с действующим законодательством;

- координацию работы и взаимодействие с территориальными объединениями организаций профсоюзов и вопросам обучения профкадров и актива;

- организацию и совместную реализацию с международными профсоюзами образовательных проектов развития систем обучения, принятых международным сообществом;

- формирование системы информационного обеспечения (просвещения) членов профсоюзов.

На уровне территориальных объединений

организаций профсоюзов:

- реализацию образовательных приоритетов ФНПР в регионе в вопросах обучения профсоюзных кадров и актива;

- планирование и организацию обучения, создание условий профсоюзным кадрам и активу для непрерывного образования;

- организацию и контроль за деятельностью региональных образовательных учреждений профсоюзов, содействие укреплению материальной базы УМЦ, расширению образовательных услуг, оказываемых центрами;

- содействие учебным центрам профсоюзов, территориальным организациям профсоюзов в привлечении научной и педагогической общественности, практиков к участию в учебном процессе, осуществление контроля за качеством обучения, подготовке преподавателей для системы профсоюзного образования;

- создание системы информационного обеспечения (просвещения) для членов профсоюзов, оказание помощи территориальным организациям профсоюзов в организации работы школ профсоюзного актива;

- привлечение средств работодателей, субъектов РФ и муниципальных образований для финансирования профсоюзного образования в соответствии с законодательством;

- организацию и проведение совместных международных образовательных проектов.

2.3. Научное и методическое руководство и координацию системы профсоюзного образования ФНПР на различных ее уровнях осуществляют Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения, а также Методические советы членских организаций.

Порядок их создания, основные направления деятельности, персональный состав определяется Исполкомом ФНПР и коллегиальными органами членских организаций. Методический совет ФНПР осуществляет координацию образовательной, научной и учебно-методической деятельности образовательных и научных учреждений профсоюзов по развитию профсоюзного образования ФНПР.

Организационное и материально-техническое обеспечение Методического совета ФНПР, подготовку его заседаний обеспечивает Институт повышения квалификации профсоюзных кадров АТиСО.

2.4. Научное и учебно-методическое, образовательно-технологическое обеспечение системы профсоюзного образования ФНПР на ее соответствующих уровнях осуществляют:
  • Академия труда и социальных отношений и ее структурные подразделения;

  •  Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов и его структурные подразделения;

  •  учебно-методические центры профсоюзов и их отделения.

2.5. Организация профсоюзного образования включает:

- предоставление возможности члену профсоюза, профсоюзному работнику и активисту использовать право на профсоюзное образование;

- ежегодное планирование обучения, определение категории, численности работников и актива, нуждающихся в обучении, сроков, периодичности и продолжительности их обучения;

- ответственность руководителей организаций профсоюзов за организацию обучения профкадров и актива;

- повышение меры ответственности самих участников обучения;

- оценку эффективности обучения;

- стимулирование профессионального роста профсоюзных кадров;

- оформление и выдачу документов по завершении обучения.

2.6. Организованными формами обучения являются:

- краткосрочное и продолжительное обучение в образовательных учреждениях профсоюзов;

- постоянно действующие проблемные (тематические) курсы, семинары, дискуссии, круглые столы, тренинги по актуальным проблемам социально-трудовых отношений и профсоюзного движения;

- стажировка;

- самообразование профсоюзных кадров и актива.


III. Содержание, методическое обеспечение и уровни профсоюзного образования

3.1. Содержание профсоюзного образования соответствующего уровня определяет образовательная программа.

3.2. В структуру образовательной программы входят: учебный (учебно-тематический) план по начальной, базовой подготовке, по повышению квалификации или профессиональной переподготовке; учебно-методические материалы.

3.3. Содержание каждой образовательной программы (по конкретным категориям профсоюзных кадров и актива) определяется спецификой профсоюзных организаций, имеет обязательный минимум, который устанавливается требованиями к содержанию программ соответствующего уровня.

3.4. Уровнями профсоюзного образования являются:

- начальная подготовка профсоюзных кадров и актива (введение в профсоюзную деятельность);

- базовое обучение;

- курсовое (модульное) обучение по программам повышения квалификации;

- профессиональная переподготовка;

- аспирантура; докторантура.

I уровень – введение в профсоюзную деятельность – обеспечивает начальную подготовку впервые избранных председателей (заместителей) профсоюзных организаций, профсоюзных активистов в объеме не менее 24 часов, не позднее трех месяцев после их избрания.

II уровень – базовое обучение – обеспечивает теоретическую и практическую подготовку профлидеров по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов в течение одного года.

III уровень – повышение квалификации по специальным курсам (модулям) обеспечивает повышение квалификации профсоюзных кадров и актива, имеющих опыт работы, путем углубленного изучения отдельных проблем профсоюзной деятельности и овладения технологией их решения. Продолжительность курсов (не менее 72 часов, с учетом государственных требований к повышению квалификации) и конкретные сроки проведения определяются потребностями профорганов и возможностями образовательных учреждений профсоюзов.

IV уровень – профессиональная переподготовка – изучение отдельных дисциплин, разделов науки и технологии, необходимых для получения новой квалификации или выполнения нового вида профессиональной деятельности. Продолжительность обучения определяется образовательным учреждением профсоюзов совместно с профорганом с учетом государственных требований к профессиональной переподготовке специалистов (не менее 500 часов).

3.5. Разработка образовательных программ, современных технологий и методик обучения, методических пособий и рекомендаций осуществляется образовательными учреждениями профсоюзов по заявкам соответствующих профсоюзных органов.

3.6. Итоговая аттестация по программам профессиональной переподготовки осуществляется государственной аттестационной комиссией, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.

3.7. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки профсоюзных кадров и актива представляются в профсоюзные органы, направивших их на обучение, и заносятся в базу данных учебного заведения.

3.8. Обучение, повышение квалификации и переподготовку профсоюзных кадров и актива осуществляют штатный профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений профсоюзов и других вузов, преподаватели УМЦ профсоюзов, преподаватели-тренеры, ответственные работники профсоюзов и их объединений, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Привлечение преподавателей, ученых и специалистов к учебному процессу осуществляется на основе договора.


IV. Нормативно-правовое и финансовое обеспечение


4.1. Нормативно-правовой базой профсоюзного образования ФНПР является Конституция РФ, законодательство в сфере образования, труда и о профсоюзах, а также Уставы ФНПР и членских организаций, Соглашения и коллективные договоры, постановления выборных органов профсоюзов и их объединений, Методических советов ФНПР и членских организаций, постановления федеральных органов исполнительной власти по вопросам дополнительного профессионального образования.

4.2. Финансовое обеспечение профсоюзного образования осуществляется за счет средств бюджетов профсоюзных организаций всех уровней, а также привлечения средств работодателей и государственных органов власти через механизм социального партнерства, средства международных проектов и грантов. На федеральном, отраслевом и территориальных уровнях могут создаваться специальные фонды образования.



Одобрены
Методическим Советом ФНПР
3 октября 2003 г.

 
ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию программ подготовки и повышения
квалификации профсоюзных кадров и актива


I. Общие положения

1.1. Требования к содержанию программ подготовки и повышения квалификации профсоюзах кадров и актива (далее – Требования) разработаны в целях формирования единого образовательного пространства в системе профсоюзного образования ФНПР и направлены на обеспечение общих подходов к работе по повышению профессионализма и компетентности, обеспечения их профессинально-личностного развития, расширения основ социальных гарантий.
1.2. Требования определяют основные положения и принципы формирования программ подготовки и повышения квалификации различного уровня, с сохранением возможности для профсоюзных органов и образовательных учреждений профсоюзов самостоятельного создания вариативных программ, отражающих потребности профсоюзных кадров и актива, профессиональные и региональные особенности, и призваны способствовать повышению доступности, качества и эффективности профсоюзного образования.
1.3. Требования предполагают непрерывность и преемственность различных уровней и видов профсоюзного образования, совершенствование и углубление профессиональных знаний и практических навыков профсоюзных кадров и актива на всем протяжении их работы в профсоюзах.
1.4. Настоящие требования основываются на положениях законов РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», документах коллегиальных органов ФНПР по вопросам кадровой политики и профсоюзного образования, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 и дополнениями к нему, решениях Министерства образования РФ в сфере дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов.
1.5. Требования используются членскими организациями ФНПР и образовательными учреждениями профсоюзов при разработке и реализации программ подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива.

II. Базовые требования к содержанию программ подготовки
и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива


2.1. Программы подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива разрабатываются, принимаются и реализуются членскими организациями ФНПР и образовательными учреждениями профсоюзов самостоятельно, с учетом соответствующих рекомендаций ФНПР и ее коллегиальных органов, основных положений настоящих Требований.
2.2. Базовыми требованиями к содержанию программ подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива являются:
- учет профессиограммы и типовой профессионально-квалификационной модели профсоюзного работника, одобренной Методическим советом ФНПР 29 июня 1999 г.;
- преемственность между различными уровнями подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива;
- реализация компенсаторской, адаптационной, профессионально-обновляющей и личностно-развивающей функций дополнительного профессионального образования;
- использование андрагогических принципов обучения (самостоятельность, индивидуальность, системность, контекстность и др.);
- обеспечение социально-экономической, управленческо-правовой, гуманитарной, общепрофессиональной, специальной и компьютерной подготовки;
- ориентация на современные образовательные и информационные технологии, активные формы и методы обучения, развитие навыков и умений решения практических задач и проблем, стоящих перед профсоюзами;
- учебно-методические документы, определяющие объем и содержание программ подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива, методику и технологию их реализации (учебный план, учебно-тематический план, программа, учебно-методические материалы для проведения занятий и т. д.).

III. Структура и содержание программ подготовки
и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива


3.1. Структура подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива включает несколько уровней обучения, каждый из которых имеет свое содержание.
3.2. На этапе начальной подготовки профсоюзных кадров и актива (Введение в профессиональную профсоюзную деятельность) содержание включает четыре учебных модуля:
- Профсоюзы как социальный институт;
- Нормативно-правовая база деятельности профсоюзов;
- Профсоюзы в системе социального партнерства;
- Профсоюзный работник в системе социального управления;
Продолжительность обучения – до 3-х дней, объем учебного времени – до 24 часов.
3.3. Базовое обучение (повышение квалификации) профсоюзных кадров и актива обеспечивается на основе изучения четырех учебных модулей:
- Политическая, социально-экономическая ситуация в России и профсоюзы;
- Российское законодательство и профсоюзы;
- Приоритетные направления работы профсоюзов в современных условиях;
- Профсоюзный работник в системе социального управления. Продолжительность обучения – до 2-х недель, объем учебного времени – 72 и более часов.
3.4. Специальные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных направлений, проблем и технологий профсоюзной работы, способствуют личностному развитию обучающихся.
Продолжительность обучения каждого специального курса – до одной недели.
Выбор курсов неограничен и определяется потребностями членских организаций ФНПР и интересами профсоюзных кадров и актива, возможностями образовательных учреждений профсоюзов.
3.5. Содержание краткосрочного тематического обучения и проблемных семинаров дополняют и развивают вышеназванные уровни обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров, способствуют реализации принципа непрерывности профсоюзного образования.
3.6. Содержание обучения, независимо от уровня, контролируется. Формы контроля определяются организаторами обучения и образовательными учреждениями профсоюзов, а качество и эффективность этой работы изучается и анализируется на основе систематических мониторингов, проводимых по специальной программе. 

    Новости
    19.09.2017

    СЕМИНАР ПРОФСОЮЗНОГО АКТИВА И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 18-22 СЕНТЯБРЯ В ИНСТИТУТЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

     подробнее»


    Rambler's Top100