Об Академии
Об Институте
Образовательная деятельность
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Научно-исследовательская деятельность
Публикации института
Методический совет ФНПР
Полезные ссылки


          Предлагаем Вашему вниманию материалы научно-практической конференции директоров учреждений дополнительного образования профсоюзов и организаторов профсоюзного образования «Школа профсоюзного актива - первичное звено в системе профсоюзного обучения», которая состоялась 11 февраля 2010 года в Институте профсоюзного движения АТиСО.

 

 

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Научно-практической конференции 
«Школа профсоюзного актива - первичное звено в системе профсоюзного обучения» 
11 февраля 2010 года


          Подготовка, повышение квалификации профсоюзных кадров и актива всегда являлось и продолжает оставаться одной из приоритетных задач деятельности профсоюзных организаций различного уровня.
          В новых экономических условиях, и особенно, в период обострения экономического кризиса перед профсоюзами стоит задача эффективно защищать трудовые права работников, повышать профсоюзную активность членов профсоюза.
          Системное обучение профсоюзных кадров и актива обеспечивает решение поставленных перед профсоюзными организациями задач на более высоком профессиональном уровне. Все большую актуальность приобретает обучение первичного звена профсоюзного актива (профгрупоргов, председателей цеховых комитетов, членов комиссий). Именно эта категория профсоюзных активистов призвана выявлять насущные потребности членов профсоюза, доносить до них информацию о деятельности профсоюзной организации, выполнять посреднические функции во взаимодействии с представителями работодателей.
           Опыт международных и ряда российских организаций профсоюзов показывает, что уровень профсоюзной активности напрямую зависит от уровня правовой и экономической грамотности и компетентности профсоюзного  представителя.
          Данные статистической отчетности Федерации Независимых профсоюзов России показывают, что, начиная с 2004 года, происходит устойчивый рост количества школ профсоюзного актива, работающих в первичных и территориальных профсоюзных организациях. За это время их число увеличилось почти в 1,5 раза, и сегодня составляет более 9 тысяч, в которых обучено в 2008 году 823 тысячи человек.
           Однако, в целом по отношению к числу членов профсоюзов количество обученных профсоюзных работников и активистов невелико и составляет всего 9 %. А число обученной молодежи составляет менее 1 % от численности молодых членов профсоюза.
          Ряд общероссийских профсоюзов, таких как Горно-металлургический профсоюз России, Всероссийский «Электропрофсоюз», Нефтегазстройпрофсоюз, Росхимпрофсоюз, Профавиа, Профсоюз работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации предметно занимаются обучением профсоюзных кадров и актива, используя различные формы обучения. Разрабатывают и реализуют интересные образовательные проекты.
                   Территориальные объединения организаций профсоюзов Республики Татарстан, Краснодарского края, Челябинской, Волгоградской, Нижегородской, Ростовской областей содействуют формированию сети школ профсоюзного актива. Большинство из них проводят региональные конкурсы на лучшую школу профсоюзного актива, лучшего преподавателя, разрабатывают системы стимулирования, способствующие активизации образовательной деятельности в регионах.
             Учебные центры профсоюзов (УИЦ Московской Федерации профсоюзов, ЗУМЦ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Омской, Воронежской, Пермской, Оренбургской, Липецкой областей) оказывают серьезную помощь в организации работы школ профсоюзного актива: осуществляют подготовку преподавателей-тренеров, разрабатывают учебно-тематические планы и программы, методические рекомендации, организуют обучение на своей базе и непосредственно на предприятиях – в первичных профсоюзных организациях.
Конференция отмечает, что в системе профсоюзного образования накоплен значительный интересный опыт организации работы ШПА.
          Тем не менее, дальнейший успех в развитии обучения первичного звена профсоюзного актива может быть достигнут при условии обеспечения системного подхода в рамках Единого образовательного пространства профсоюзов.
Конференция считает, что следует использовать отчетно-выборную кампанию 2010-2011 г.г. для постановки задач по обучению профсоюзного актива, членов выборных профсоюзных органов первичного звена с целью повышения результативности их работы в новый период полномочий.
          Конференция предлагает:
• членским организациям ФНПР и впредь акцентировать внимание на обучении профсоюзных активистов и расширении сети школ профсоюзного актива, кружковой работы и других форм просветительской деятельности
• принять за основу примерное Положение о работе школ профсоюзного актива. 
• распространить в членских организациях Федерации Независимых Профсоюзов России примерную программу по начальному курсу в школах профсоюзного актива.
Конференция считает, что учебно-методические центры профсоюзов должны взять на себя функцию методического сопровождения школ профсоюзного актива, подготовки профсоюзных тренеров-преподавателей, внедрения новых форм и методов обучения.
          Конференция отмечает, что особое внимание следует обратить на молодежный актив. Необходимо создавать школы профсоюзного актива и образовательные кружки в молодежной среде.

Примерное положение о «Школе профсоюзного актива»

 


Общие положения
1.1. «Школа профсоюзного актива» - форма организации обучения в профессиональных союзах.
1.2. Цель создания «Школы профсоюзного актива» - организация системного обучения профсоюзного актива различных категорий и профсоюзной молодежи основам профсоюзной работы, формам и методам представления и защиты социально-трудовых прав работников.
1.3. «Школа профсоюзного актива» создается в первичной или территориальной профсоюзной организации по решению ее выборного органа.
1.4. Слушателями «Школы профсоюзного актива» являются члены профкома, члены постоянных комиссий профкома, председатели цехкомов, профгрупорги, профсоюзные активисты, выполняющие постоянные и разовые поручения, штатные работники аппарата первичной или территориальной профсоюзной организации, резерв профсоюзных кадров и профсоюзная молодежь.

Организация работы «Школы профсоюзного актива»

1.1. «Школа профсоюзного актива» работает под руководством профкома или выборного органа территориальной профсоюзной организации.
1.2. Для непосредственного руководства работой «Школы профсоюзного актива» назначается ответственный член профсоюзного комитета или выборного органа территориальной профсоюзной организации.
1.3. Организация работы «Школы профсоюзного актива» является, как правило, постоянным профсоюзным поручением и осуществляется на основе рекомендаций вышестоящих профсоюзных органов, методических советов, а также в тесном взаимодействии с учебным центром территориального объединения организаций профсоюзов (при отсутствии такового, с любым региональным учебным центром или Институтом профсоюзного движения АТиСО).
1.4. Работа «Школы профсоюзного актива» может быть предметом коллективно-договорного регулирования между профкомом и работодателем и осуществляться при совместном финансировании.
1.5. Занятия в «Школе профсоюзного актива» проводятся в соответствии с учебным планом и программой, утвержденной профкомом или выборным органом территориальной организации профсоюза.
1.6. Место и время проведения занятий, тематика, их начало и окончание, периодичность определяются профкомом или выборным органом территориальной организации профсоюза в соответствии с утвержденным учебным планом.
1.7. Финансирование работы «Школы профсоюзного актива» осуществляется в соответствии со сметой, утвержденной профкомом или выборным органом территориальной организации профсоюза в рамках статьи бюджета профсоюзной организации «подготовка кадров» (по рекомендации ФНПР – не менее 6% бюджета профорганизации любого уровня).
1.8. Преподавателями «Школы профсоюзного актива» могут быть специалисты территориальной организации профсоюза, аппарата территориального объединения профсоюзов, преподаватели, рекомендуемые учебными центрами и филиалами высших учебных заведений профсоюзов, а также профсоюзные тренеры-преподаватели, имеющие документ установленного или государственного образца о специальной подготовке.
1.9. По окончании курса обучения в «Школе профсоюзного актива» слушателям выдается документ установленного образца – утвержденный выборным органом соответствующей организации профсоюза, либо методическим советом профсоюза или территориального объединения организаций профсоюза.
1.10. Итоги работы «Школы профсоюзного актива» рассматриваются на заседании профкома или выборного органа территориальной организации профсоюза, а также на заседании методического совет профсоюза или территориального объединения организаций профсоюза.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ КОНКУРСА
 «Активное обучение – эффективный профсоюз»
по теме
«Школа профсоюзного актива – 
первичное звено в системе профсоюзного образования»

в 2008-2009 учебном году


   Конкурс «Активное обучение – эффективный профсоюз» по теме «Школа профсоюзного актива – первичное звено в системе профсоюзного образования», объявленный Федерацией Независимых Профсоюзов России, проводился по итогам обучения профсоюзных работников в школах профсоюзного актива (ШПА) в 2008-2009 учебном году по следующим номинациям: Лучшая членская организация Федерации Независимых Профсоюзов России; Лучший учебный центр профсоюзов; Лучшая методическая разработка для школы профсоюзного актива; Лучший преподаватель школы профсоюзного актива.
   При подведении итогов конкурсная комиссия Методического совета Федерации Независимых Профсоюзов России руководствовалась, кроме представленных на конкурс материалов, данными официальной статистики ФНПР.  
   По данным статистической отчетности ФНПР на 1 января 2009 года наибольшее количество школ профсоюзного актива первичных профсоюзных организаций создано в членских организациях Московской Федерации профсоюзов (869 школ), в них обучено 47888 человек; Республики Башкортостан – 484 школы, обучено 45229 человек; Свердловской области – 463 школы, где обучено 41492 человек. 
   По охвату обучением профсоюзных кадров и актива среди территориальных профсоюзных объединений лидирующее место занимает Нижегородское объединение организаций профсоюзов. Здесь обучено – 34,4% всех членов профсоюзов, а всего неосвобожденных работников и активистов по данным статистики в области обучено – 207510 человек.
   Среди общероссийских профсоюзов лидирует Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. В организациях этого профсоюза работает 4707 школ профактива, в которых обучено 366893 активиста. Это составляет 14,8% членов профсоюза.
   В таких организациях как Российский профсоюз работников культуры действуют 938 школ, и количество обученных составляет 28860 профсоюзных работников и активистов (11,8%), Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации – 806 школ, обучено 90755 человек (7,5%). Это лучшие показатели по обучению актива. Однако, последние два профсоюза не принимали участия в конкурсе.
Всего на конкурс представили свои материалы 10 образовательных центров профсоюзов, в том числе Волгоградский институт профсоюзного движения и Центр профсоюзного образования Федерации омских профсоюзов, 7 общероссийских профсоюзов и 10 территориальных профобъединений. 
   Конкурсная комиссия Методического совета ФНПР отмечает, что показатели Федерации профсоюзов Липецкой области значительно отличаются от данных статистической отчетности Федерации на 1 января 2009 года, что затруднило подсчет ряда относительных показателей по этой организации. 
   Материалы, представленные на конкурс территориальными профобъединениями, свидетельствуют о том, что все эти организации стали заниматься обучением более системно. В них созданы Методические советы, вопросы организации обучения профсоюзных кадров и актива регулярно рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов. На заседаниях методических советов утверждаются планы работы ШПА, рассматриваются программы и учебные планы семинаров.  
Как показал конкурс, большинство школ профсоюзного актива действуют в первичных профсоюзных организациях. Процент охвата ими первичек составляет от 2,9% в Омской области до 12,6% в Воронежской. В территориальных организациях отраслевых профсоюзов наибольшее количество школ профсоюзного актива (74) действует в Республике Татарстан, что в среднем на порядок больше, чем в других регионах.
   При подведении итогов конкурсная комиссия уделяла первостепенное внимание охвату обучением различных категорий профсоюзных кадров и актива. По данным Федерации профсоюзов Челябинской области в школах профсоюзного актива за отчетный период произошло значительное увеличение (более 50%) количества обученных активистов по сравнению со статистическими данными за 2008 год. В соответствии с представленными материалами в области активно работали организации Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) и увеличили количество обученных активистов в этом учебном году на 3600 человек; организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ - на 2749 человек; Профсоюза работников здравоохранения РФ - на 1873 человека; Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ - на 922. По данным остальных участников конкурса увеличение числа обученных не превысило 2 - 3%.
   Рассматривались также показатели обучения различных категорий профактива. Более 50% всех профгрупоргов и членов комиссий обучено в Федерации омских профсоюзов, Краснодарском и Пермском краевых территориальных объединениях; более 50 % всех членов профкомов - в Федерации профсоюзов Республики Татарстан, территориальном объединении профсоюзов Нижегородской области. Членов молодежных советов больше всего обучено в профсоюзных организациях Липецкой и Омской областей, Республике Татарстан, Пермском крае. В Пермском крае, например, большинство слушателей прошли обучение по программам объемом более 40 учебных часов. 
   Активно прошла подготовка преподавателей-тренеров для ШПА в Липецкой области - 215 человек, Краснодарском крае – 94, Воронежской области – 62.  
Все ШПА в отчетном году использовали современные методы обучения. В первую очередь это активные формы: психологические тренинги, ролевые игры, практические занятия с решением конкретных задач. 
   Кроме традиционных семинаров в ШПА организовывались конференции, «круглые столы», дискуссии по наиболее острым проблемам профсоюзной жизни регионов. Материалы их работы представлены в сборниках статей, рекомендациях, постановлениях. Чаще стал применяться контроль знаний в виде тестирования слушателей по пройденному курсу.
   Ряд территориальных объединений в 2009 году провели региональные конкурсы, посвященные работе школ профсоюзного актива. В Федерации профсоюзов Республики Татарстан в соответствии с положением о конкурсе он проводится ежегодно в 2 этапа: сначала на уровне республиканских организаций профсоюзов, затем на уровне Федерации. Конкурс направлен на воссоздание и развитие в профсоюзных организациях ШПА, расширение обучения в них профсоюзных активистов, внедрение новых современных форм и методов обучения. По итогам конкурса 2009 года активная и интересная работа ШПА отмечена на предприятиях республиканских комитетов профсоюзов работников здравоохранения, химических отраслей промышленности, Нефтегазстройпрофсоюза, Всероссийского «Электро-профсоюза», в первичных профорганизациях ОАО «Татнефть», ОАО «Камаз». 
Как лучшую школу профсоюзного актива Федерация представила на конкурс ШПА первичной профсоюзной организации ООО «УК «ТатСпецТранспорт» Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Татнефть» Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации (председатель - Махмутов Марат Рифович). Руководит работой школы Методический совет. В школе организовано системное обучение всех категорий профсоюзных работников и актива по утвержденным планам. Регулярно проводится анализ обучения освобожденных профсоюзных работников, даются рекомендации по дальнейшей подготовке в Академии труда и социальных отношений, Санкт-ПбГУП и их филиалах. ШПА является инициатором и организатором конференций, семинаров-совещаний, «круглых столов», встреч профсоюзных лидеров. Она обеспечена информационными средствами, учебно-методической литературой, располагает библиотекой, где имеются все периодические издания Профсоюза.
Краснодарский краевой совет профсоюзов также регулярно проводит краевой конкурс «Активное обучение – эффективный профсоюз», который в 2009 году был посвящен работе школ профсоюзного актива отраслевых организаций профсоюзов. По итогам конкурса лучшей признана работа ШПА Краснодарской городской организации Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (председатель - Волчек Мария Васильевна). Материалы этой школы по организации непрерывного профессионального образования представлены на общероссийский конкурс. Это планы обучения по 11 направлениям, которые рекомендованы Методическим советом Горкома и утверждены на заседании Президиума Горкома, макеты деловых игр и тренингов, программы семинаров-совещаний и конференций, методические пособия.
Проведение конкурсов на лучшую организацию обучения в школах профсоюзного актива способствует усилению внимания региональных организаций к вопросам обучения профактива и направлено на повышение профессионализма профсоюзных работников и совершенствование работы профсоюзных организаций. 
   Важным показателем, характеризующим работу организации по обучению профсоюзного актива, является количество затраченных на это финансовых средств. Этот показатель колеблется в широких пределах: от 7,9% бюджетных средств в Краснодарском крайсовпрофе до 1,6% в Пермском, для остальных участников конкурса это 3 - 5% .
   Все участники представили на конкурс методические материалы, разработанные в помощь школам профсоюзного актива. Как правило, это рекомендации по защите трудовых прав членов профсоюзов в условиях кризиса, учету мотивированного мнения профсоюзного органа, проведению переговорной и отчетно-выборной кампаний; материалы и нормативные документы по охране труда и работе уполномоченных. 
   По материалам, представленным общероссийскими профсоюзами, конкурсной комиссией также в первую очередь рассматривались показатели охвата школами профсоюзного актива территориальных и первичных организаций и обучением в них профсоюзных работников и активистов. Отмечалась и активизация этой работы в последние годы.
   По количеству созданных в первичных профсоюзных организациях ШПА, лучшие показатели имеют: ГМПР – в 29% ППО, Росхимпрофсоюз – в 18%, Всероссийский «Электропрофсоюз» – в 14%, а по количеству обученных в ШПА: Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации – 11% от числа всех членов профсоюза, Росхимпрофсоюз – 10%, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации – 9%. 
   Более 50% всех категорий профсоюзного актива обучено в Нефтегазстройпрофсоюзе Российской Федерации, 79% членов профкомов обучено в Профсоюзе работников народного образования и науки РФ, 95% членов комиссий профкомов – в ГМПР, 98 % профгрупоргов - в Профсоюзе работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ.
   По абсолютным показателям Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации значительно опережает все общероссийские профсоюзы по количеству действующих школ профсоюзного актива и обученных в них слушателей. По данным его статистической отчетности основное количество школ действуют в территориальных организациях Профсоюза (4707), в первичных профсоюзных организациях – 1317 человек. Данные статистической отчетности ФНПР показывают, что в ШПА этого Профсоюза прошли обучение 90% профсоюзных работников и активистов, от охваченных обучением в 2008 году. За отчетный период для школ профсоюзного актива подготовлено и издано 15 учебно-методических пособий. Профсоюз провел конкурс на лучшую организацию работы по обучению в ШПА, победителем которого признана школа профактива Сочинской городской территориальной организации. Обучение в ней организовано по территориальному принципу (город разбит на 3 зоны), а графики обучения составлены так, что повышение квалификации каждый профсоюзный работник или активист проходит 2 раза в год. При обучении, кроме получения теоретических знаний и ознакомления с нормативно-правовыми документами, внимание уделяется деловым играм, практическим занятиям для отработки возможности применения теоретических знаний в повседневной работе. По отдельным планам идет подготовка впервые избранных руководителей профсоюзных организаций. С действующими председателями чаще применяется такая форма работы как собеседование со специалистами по различным направлениям профсоюзной работы. 
   На конкурс представлены также результаты профсоюзного учебного проекта по созданию обучающих кружков, проведенного совместно с Профсоюзом учителей Швеции. Этот проект проводился с целью развития и совершенствования в организациях Профсоюза кружковой работы. Такая форма обучения имеет сейчас широкое распространение в странах Европы и показала себя как наиболее дешевый и удобный способ усиления мотивации профсоюзного членства. Реализация пилотного проекта в России преследовала несколько целей: оперативное информирование рядовых членов о деятельности Профсоюза; вовлечение абсолютного большинства членов организации в активную деятельность; развитие демократических процессов. Как показала практика, обучающие кружки органично вписались в деятельность организаций. Они мобильны, доступны для широкого круга актива и рядовых членов, могут быть использованы и для обсуждения какой-то важной проблемы, и для повышения квалификации профсоюзных кадров, и для обучения рядовых членов. Тысячи активистов Профсоюза прошли в прошлом учебном году подготовку в качестве руководителей профсоюзных кружков. Этот проект Профсоюз решил продолжать и в дальнейшем. Новый этап проекта – это расширение сети и совершенствование методов работы кружков.
   Обучение профактива в первичных профсоюзных организациях Всероссийского «Электропрофсоюза» также считается одной из важнейших задач, от реализации которой зависит качество работы организации в целом. Во всех крупных организациях Профсоюза созданы школы профсоюзного актива. Их задача – формирование у активистов и членов Профсоюза современной профсоюзной идеологии и осознанного членства, обучение их способам защиты своих прав. Для реализации этой задачи в Профсоюзе организована подготовка преподавателей-тренеров и организаторов пропагандистской и агитационной работы. Обучение профсоюзного актива является составной частью всей кадровой политики Профсоюза. Позитивные изменения в этом направлении работы произошли в последние годы во многих территориальных и первичных организациях. В соответствии с Положением «О школах профсоюзного актива в ОО «Всероссийский Электропрофсоюз» обучение организуется без отрыва от производства по утвержденным учебным планами. Результаты работы школ регулярно обсуждаются на Методическом совете и заседаниях коллегиальных профсоюзных органов.
   По итогам 2008-2009 учебного года одной из лучших признана работа ШПА ППО филиала ОАО «Генерирующая компания «Заинская ГРЭС». Несмотря на снижение численности работающих и соответственно членов профсоюза, количество обученного профсоюзного актива не только не уменьшилось, а возросло по сравнению с 2008 годом на 35%. При ППО создан Учебно-методический совет, утвержден состав преподавателей и график учебы, для занятий оборудован специальный кабинет на 25 мест, разработаны программы обучения и учебно-методические материалы по проведению колдоговорной и переговорной кампании, организации отчетно-выборного собрания, делопроизводства и др. Особое внимание уделено обучению председателей цеховых комитетов и профсоюзной молодежи.  
   В Нефтегазстройпрофсоюзе РФ по сравнению с прошлым учебным годом отмечена положительная динамика как по количеству слушателей, обучаемых в школах профсоюзного актива, так и по охвату обучением всех категорий профсоюзных активистов. ШПА работают на базе филиалов АТиСО и УМЦ профсоюзов в Казани, Перми, Волгограде, Челябинске, Санкт-Петербурге и Москве. Почти 30 тысяч профсоюзных активистов обучено непосредственно в ШПА первичных профсоюзных организаций и на выездных занятиях. Формы обучения используются различные: одно-, двух-, трехдневные семинары, включая лекции и активные формы. Широко используется такая форма обучения как самообразование по разработанным учебно-методическим материалам с последующими консультациями и обсуждениями материала. За отчетный период Профсоюзом проведено 2 семинара для ответственных за организацию этой работы, издано 12 методических материалов, в том числе и по действиям Профсоюза в условиях кризиса, подготовлено 62 преподавателя-тренера. Разработана специальная памятка каждому члену Профсоюза «Работник – знай свои трудовые права!». На заседаниях Методического совета в 2009 году рассматривались вопросы: об утверждении «Положения о школе профсоюзного актива», о проведении конкурса на лучшую школу профсоюзного актива, об опыте работы Башкирской республиканской организации Профсоюза по организации работы ШПА. Среди победителей конкурса в номинации «Лучшая школа профсоюзного актива» признаны школы ППО ООО: «Газпром трансгаз Ухта», «Газпром трансгаз Казань», «Газпром трансгаз Саратов», «Газпром трансгаз Нижний Новгород».
   Работа Горно-металлургического профсоюза России по организации системного обучения профсоюзных кадров и актива неоднократно отмечалась по результатам общероссийского конкурса ФНПР «Активное обучение – эффективный профсоюз». За отчетный период Профсоюз значительно увеличил количество обученных активистов в школах профсоюзного актива территориальных, первичных и цеховых организаций. В них слушатели прошли обучение по всем направлениям профсоюзной работы. Из 100 подготовленных преподавателей-тренеров, 22 утверждены в должности преподавателей ГМПР исполкомом ЦС Профсоюза. Обучение их проводилось по двухгодичной программе и предусмотрено ежегодное повышение квалификации. Преподаватели Профсоюза в своей практике широко используют активные формы работы: обучение в малых группах, ролевые игры, тренинги. Школы профактива являются инициаторами и организаторами проведения совещаний по обмену опытом, дискуссий по актуальным проблемам. В большинстве организаций введена система контроля знаний в форме зачетов, экзаменов или тестирования слушателей. Прошлый учебный год в Профсоюзе был объявлен годом профгруппорга. Этой категории профсоюзного актива, его обучению, обмену опытом было уделено особое внимание. По результатам работы были созданы «Рекомендации по организации и ведению работы профгруппоргов» и «Методические рекомендации по организации работы цехового профсоюзного комитета». Всего для ШПА в Профсоюзе разработано 12 методических пособий. Ежегодно проводится конкурс среди первичных и территориальных организаций на лучшую школу профактива.  
   По данным Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ значительно возросло количество обученного профсоюзного актива по сравнению с данными статистической отчетности за 2008 год (почти на 10000 человек). Для школ профактива подготовлено 183 преподавателя-тренера. Обсуждена и принята Программа профсоюзного образования до 2010 года. За отчетный период в организациях профсоюза проведено 390 «круглых столов», дискуссий, семинаров-совещаний по актуальным проблемам. В помощь школам профактива издаются бюллетени, плакаты, практические пособия, систематически публикуется «Деловой календарь председателя ППО» с рекомендациями по планированию работы на 2-3 месяца.  
   Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности представил на конкурс работу школы первичной профсоюзной организации АО «ВСМПО». Президиум ЦК признал опыт работы положительным и рекомендовал руководителям организаций профсоюза использовать его в своей практике.
Обучение в Школе профактива проводится планово, охватывая весь профсоюзный актив, и организуется с периодичностью примерно 1 раз в квартал. 2-3 раза в год проводятся выездные семинары. В течение учебного года в этой ШПА обучается от 600 до 700 человек, а затраты на обучение составляют около 2,5 % средств бюджета организации. В целях выявления наиболее актуальных тем проводится анкетирование профсоюзных работников и членов профсоюза. Создана также система контроля и учета лиц, прошедших обучение. Ряд семинаров в 2009 году было организовано на базе УМЦ Федерации профсоюзов Свердловской области. В обучении принимали участие специалисты Центра профсоюзного обучения Федерации, а по отдельным направлениям работы, наиболее актуальным в период кризиса, были проведены специальные учебные семинары: «Сокращение численности и штата работников: основание, процедура увольнения». В деталях рассмотрены вопросы трудового законодательства, касающиеся увольнения работников по сокращению штатов, процедуры увольнения с учетом мнения профкома, представлена судебная практика, подготовлен наглядный материал для профсоюзного актива.  
   По материалам, представленным Росхимпрофсоюзом, наибольший процент слушателей (более 10%) обучаются по программам, рассчитанным на 40 и более часов. Слушатели также проходят несколько уровней подготовки. 1-й – обучение всех категорий профсоюзных кадров и актива в ШПА, работающих в первичных организациях, 2-й – более углубленная подготовка специалистов профорганов на базе региональных учебных центров. 3-й – направление резерва профсоюзных кадров на обучение в Академию труда и социальных отношений, С-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и их филиалы. В ряде школ по результатам обучения слушатели разрабатывают самостоятельный проект по выбранной проблеме, предлагают пути решения и защищают свою позицию на итоговом семинаре. Самые высокие показатели Профсоюз имеет и по затратам на организацию работы школ профсоюзного актива по итогам 2008-2009 учебного года (11% средств профсоюзного бюджета ЦК РХП). Активную деятельность ведут Методические советы, которые созданы как при Центральном Комитете РХП, так и при ряде его территориальных организаций. 
   В отчетном году в соответствии с решением Методического совета ЦК все школы особое внимание уделяли вопросам защиты социально-экономических прав работников в условиях кризиса, имиджу профсоюзной организации и вовлечению работников в Профсоюз. По всем этим направлениям специалистами Профсоюза с привлечением специалистов ТООП и УМЦ профсоюзов разработаны методические пособия и рекомендации в помощь профактиву, наиболее интересные рассматриваются Методическим советом Профсоюза и рекомендуются для использования во всех организациях.  
   В номинации «Лучший учебный центр профсоюзов» конкурс проводился среди всех учебных центров без разделения их по среднегодовому контингенту, как было в предыдущие годы. Основными показателями, определяющими степень влияния учебных центров на организацию работы школ профактива в регионе, были количество ШПА, которым центры оказывают помощь и которые работают непосредственно на базе центра, а также охват обучением в этих школах различных категорий профсоюзных работников и актива.  
   По представленным материалам только на базе трех учебных центров – Учебно-исследовательский центр Московской Федерации профсоюзов, региональные учебные центры Пермского и Краснодарского краевых советов профсоюзов - действуют школы профсоюзного актива. В основном, учебные центры только оказывают им помощь. Большинству ШПА, которые работают в регионе, оказывает помощь учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области (92,7%), каждой 4-й школе – учебно-методические центры территориальных профобъединений Омской, Оренбургской областей и Пермского края.  
С участием учебных центров профсоюзов в Москве, Пермском крае, Омской и Липецкой областях обучено более 15% всех неосвобожденных профсоюзных работников и актива, прошедших обучение в 2008 году по данным статистической отчетности ФНПР.
   Представленные на конкурс программы обучения, разработаны специально для ШПА и составлены с учетом специфики предприятия и контингента слушателей. Комиссия отмечает, что их содержание отражает также практическую направленность обучения. Больше внимания стало уделяться обучению председателей и членов молодежных комиссий профкомов, профсоюзной молодежи, председателей координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях, совместному обучению представителей профсоюзов и работодателей. Разработаны программы по социально-экономическим, социально-психологическим, информационным аспектам работы профсоюзов, по вопросам мотивации профсоюзного членства.  
   Региональный учебный центр профсоюзов Пермского края представил на конкурс 35 учебных программ, реализуемых в ШПА, Северо-Кавказский РУЦ – 21, Волгоградский институт профсоюзного движения - 13. 
   При организации обучения стали больше использоваться новые формы и методы обучения, в т.ч. с применением мультимедийного сопровождения. Наибольший интерес у слушателей всегда вызывают активные формы обучения, где они могут творчески задействовать свой потенциал, закрепить полученные знания, получить опыт практического их использования.
   УИЦ МФП в отчетный период значительно увеличил свое внимание к школам профсоюзного актива. Произошло изменение и в структуре категорий обучающихся. Среди них более 40% - представители работодателей. Центр организовал серию семинаров в Управах административных округов г. Москвы. На семинарах затрагивались вопросы, связанные с правовыми основами деятельности профсоюзов, принципами регулирования социально-трудовых отношений, формами и методами защиты прав и интересов работников в условиях кризиса. Учебно-исследовательскому центру для минимизации расходов на обучение профсоюзного актива пришлось отдать предпочтение выездным методам работы непосредственно в первичных профсоюзных организациях. Занятия в школах профактива были направлены в первую очередь на организацию вовлечения работников в профсоюз и активизацию работы с членами профсоюзов. Особое внимание уделено вопросам социального партнерства, порядку и особенностям заключения коллективных договоров и соглашений. На выездных занятиях в строительных организациях акцент был сделан на изучении трудовых прав работников, особенно на вопросы сокращения численности, введения неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, расторжения трудовых договоров.  
   В этом году Северо-Кавказский РУЦ профсоюзов прошел лицензирование на право осуществления образовательной деятельности по 23 программам дополнительного образования с выдачей соответствующих документов, что позволило центру также значительно расширить спектр образовательных услуг. Планы и программы обучения для различных категорий работников и актива построены по типу модулей. Обучение проводилось в несколько этапов. I и II модули были обязательны для изучения всеми категориями слушателей, а последующие – в соответствии с конкретной выполняемой профсоюзной работой. 
   Организованы проблемные семинары по развитию нового направления в работе – проведению социально-трудового аудита. В семинарах принимали участие представители местных органов законодательной и исполнительной власти, региональных отделений государственной службы занятости, общественных организаций. 
   Количество ШПА, с которыми Центр стал взаимодействовать на постоянной основе, возросло с 5 до 18. 
   В отчетном году проходило празднование 60-летия Краснодарского крайсовпрофа. Для каждой группы слушателей были организованы лекции по истории, прошли «круглые столы» по актуальным проблемам работы профсоюзов в Краснодарском крае. Этими мероприятиями и открылась приуроченная к юбилею «Неделя профсоюзного образования».
   Главными составляющими организации работы УМЦ Федерации профсоюзов Челябинской области в прошлом учебном году стали: оперативность, качество, адресность. Учебный центр организовал обучение, как на своей базе, так и проводил учебные семинары на договорной основе для профсоюзного актива предприятий и организаций области. В работе семинаров принимали участие не только сотрудники центра и специалисты Федерации и территориальных организаций профсоюзов, но и представители исполнительных органов власти, ведущие ученые вузов г. Челябинска. В числе лучших по обучению профактива в области названы территориальные организации Горно-металлургического профсоюза России, Общероссийского профсоюза работников связи, Профсоюза работников здравоохранения РФ, Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, Профсоюза работников народного образования и науки, Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.  
   Приоритетным направлением в работе УМЦ Федерации профсоюзов Ростовской области в 2008-2009 учебном году стало участие центра в реализации задач молодежной политики Федерации. В УМЦ создана школа профсоюзного актива для молодых профсоюзных лидеров. Система подготовки рассчитана на 3-х месячный курс обучения. В учебном процессе был использован разработанный ИПД АТиСО мультимедийный обучающий курс «Основы профсоюзного движения». В этой школе использовались личностно-ориентированные технологии обучения, которые позволили не только раскрыть изучаемые темы, но и формировать личностные качества будущих профлидеров. 
   Учебно-методический центр профсоюзов Федерации организаций профсоюзов Оренбургской области поставил задачу расширить сеть обучения актива в профсоюзных организациях области и просвещения рядовых членов профсоюза в ШПА, оказать им организационную и методическую помощь. По предложению Методического совета постановлением президиума Федерации профсоюзов от 19 февраля 1998 года была утверждена трехступенчатая система непрерывного профсоюзного образования. Первая ступень этой системы предусматривает обучение профсоюзного актива (неосвобожденных председателей цеховых комитетов, профгрупоргов, членов профкомов, актива цеховых комитетов и профгрупп, а так же всех желающих членов профсоюзов) в школах профсоюзного актива, которые организованы как на уровне территориальных, так и на уровне первичных отраслевых организаций.
   На базе большинства учебно-методических центров продолжали свою работу постоянно-действующие семинары. Учебные центры профсоюзов традиционно являлись и являются организаторами всевозможных совещаний, дискуссий, конференций по наиболее актуальным проблемам, затрагивающим профсоюзные организации региона. В этом учебном году большинство тем этих мероприятий были продиктованы финансово-экономическим кризисом и необходимостью выработки по ряду важнейших вопросов позиции профсоюзов.
   Особое внимание уделялось обучению преподавательского состава, изучению активных методов обучения и современной подачи материала, введению в лекционный курс экономических дисциплин с их социальной интерпретацией. Учебный центр профсоюзов Липецкой области подготовил 215 преподавателей-тренеров, учебный центр профсоюзов Воронежской области – 62, Оренбургской области - 50.  
   Конкурсная комиссия отметила в этом году высокий уровень методического обеспечения. Всего учебными центрами представлено на конкурс 56 учебно-методических разработок, включая материалы научно-практических конференций. Все они направлены на оказание практической помощи организаторам и преподавателям системы профсоюзного образования.
   В конкурсе «Активное обучение – эффективный профсоюз» традиционно принимает участие первичная профсоюзная организация ОАО «АВТОВАЗ», при которой активно работает Центр обучения и подготовки кадров. На базе центра прошли обучение около 3000 активистов организации, что составило 50% всех неосвобожденных профсоюзных работников. Программа обучения включает как начальную подготовку для всех категорий профактива, так и повышение квалификации для специалистов. С 2002 года в организации действует проект «Профсоюзное образование молодежи», целью которого является привлечение молодежи к профсоюзной работе, решению жизненно-важных вопросов и реализация молодежных инициатив. Постоянно идет подготовка преподавателей-тренеров. На договорной основе с ИПД АТиСО организовано обучение по 6 модульным программам в рамках Единого образовательного пространства ФНПР.
В этом году на конкурс представила свои материалы еще одна организация Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ – первичная профсоюзная организация ОАО «КАМАЗ», в которой также работает учебно-методический центр, где действуют 18 школ профсоюзного актива.
От членских организаций ФНПР и учебных центров профсоюзов на конкурс выдвинуты 23 учебно-методические разработки. 
   Конкурсная комиссия отметила их высокий уровень: они отличаются актуальностью тем, доступным изложением материала, разнообразием форм. Большинство из них имеет мультимедийное сопровождение.  
   В конкурсе участвовали 13 преподавателей, работающих непосредственно в школах профсоюзного актива. Все они владеют современными методами обучения, регулярно повышают свою квалификацию, постоянно работают над методикой преподавания и имеют высокий рейтинг у профсоюзных работников и актива в своем регионе. 
   Вместе с тем, Методический совет ФНПР отметил, что значительно уменьшилось количество членских организаций ФНПР, участвующих в конкурсе по сравнению с 2006 годом. Не приняли участие в нем многие организации, имеющие лучшие статистические показатели по обучению профсоюзного актива. Недостаточно организован контроль со стороны методических советов за проводимым обучением. 
   По-прежнему недостаточно внимания профсоюзные организации уделяют обучению молодежи. Конкурсные материалы показали, что в школах профактива охват обучением этой категории слушателей не превышает 1 % работающей и учащейся молодежи.


Конкурсная комиссия
Методического Совета ФНПР


 

 

 


    вернуться назад

    Новости
    15.09.2020

    Институт профсоюзного движения принял участие в открытии Недели профсоюзов в АТиСО!

     подробнее»


    Rambler's Top100